Антитеррористическая безопасность
В современных условиях проблема обеспечения безопасности и антитеррористической защищённости в образовательных учреждениях особо актуальна и остаётся приоритетной как в государственной, так и в региональной политике в сфере образования.
Угроза совершения теракта сегодня существует практически для каждого жителя планеты, абсолютной гарантии безопасности нет ни для кого.
Школа является объектом повышенной опасности в связи с массовым присутствием людей на ограниченной территории.
За антитеррористическую безопасность в школах отвечает администрация вместе с муниципальными властями и правоохранительными органами населенного пункта. Требования для школ такие:
1. Обеспечить безопасность силами вневедомственной охраны или частных предприятий, предотвращать опасные ситуации, проверять всех, кто входит в здание, защищать персонал и детей от любых насильственных действий на территории.
2. Установить металлические двери, решетки на окна, системы сигнализации, камеры и систем контроля за радиационным и химическим состоянием окружающей среды.
3. Составить паспорт антитеррористической защищенности.
4. Постоянно контролировать противопожарную и электробезопасность.
5. Обучать персонал и учеников мероприятиям по гражданской обороне и улучшать материально-техническое оснащение школы.
6. Общаться с родителями и объяснять, как они могут повлиять на безопасность.
7. Проводить совещания и планерки по вопросам противодействия экстремизму и терроризму.
Документ по антитеррористической защищенности
В каждом образовательном учреждении должен быть Паспорт антитеррористической защищенности.
В комплекс предупредительных мер входят:
· ежедневный обход территории, осмотр всех мест, в которых возможна закладка взрывного устройства;
· регулярная проверка складских помещений, особенно после поступления каких-либо материалов;
· тщательный контроль за подбором кадров; систематическая проверка помещений, сданных в аренду;
· обход работниками охраны здания школы по вечерам для проверки целостности окон, решеток, дверей;
· инструктаж по антитеррористической безопасности в школе совместно с работниками правоохранительных органов.
Действия при подозрении на вероятность теракта
Если имеются подозрения на возможность организации теракта, следует усилить бдительность и немедленно докладывать директору о следующих подозрительных признаках:
· попытка проникновения в школу посторонних людей;
· стремление незнакомых людей вступить в контакт с охраной или детьми;
· ведение наблюдения за территорией школы – визуального или с помощью технических средств;
· изучение подсобных помещений посторонними людьми;
· прибытие в адрес школы незаказанных грузов или появление на территории незнакомых предметов;
· выход из строя сигнализации, телефонной связи или электроэнергии.
Работа с учащимися
Регулярный инструктаж проводится по антитеррористической безопасности со школьниками. Им объясняется опасность и недопустимость следующих действий:
· трогать или пользоваться пакетами или предметами, найденными на улице;
· брать у посторонних людей какие-либо вещи или игрушки;
· нельзя трогать проволоку или шнур, натянутые в каком-то месте.
Организация безопасности в праздничные дни
Для профилактики террористических угроз за две недели до праздничных дней директор издает приказ об усилении антитеррористической безопасности в школе, который регламентирует дополнительные меры, принимаемые в целях обеспечения безопасного проведения праздничных мероприятий. Эти действия включают:
· проведение внепланового инструктажа учителей, остального персонала, учащихся школы;
· усиление охраны и ужесточение пропускной системы;
· дежурство учителей, учащихся на этажах, лестницах, в столовой;
· ежедневная проверка всех помещений, входов и выходов;
· контроль за работой охранников;
· своевременный вывоз мусора, обеспечение должного санитарного состояния территории.
Контроль за исполнением приказа лежит на директоре школы. По каждому случаю нарушения приказа должно проводиться служебное расследование с привлечением виновных к ответственности.
Формы работы с детьми
Проведения учений, тренировок по безопасной и своевременной эвакуации работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), при получении информации об угрозе совершения террористического акта либо о его совершении. Ребенок должен научиться вести себя правильно в нестандартных ситуациях. К сожалению, терроризм – это реальность, и ребенок должен быть к ней готов ради спасения своей жизни
Противодействие идеологии терроризма и экстремизма
Экстремизм и терроризм в любых формах своих проявлений превратились в одну из самых опасных проблем, с которыми человечество вошло в XXI столетие. Терроризм представляет реальную угрозу национальной безопасности страны: похищение людей, взятие заложников, случаи угона самолетов, взрывы бомб, акты насилия в этно-конфессиональных конфликтах, прямые угрозы их реализация и т.д. Поэтому проблема противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации – это одна из наиболее важных задач обеспечения безопасности на государственном уровне.